29 апреля 2022 г. 12:33

Отчет председателя Орловского городского Совета о работе в 2021 г.

Уважаемые жители Орла, мэр города, депутаты!

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 12 Устава города Орла представляю отчёт о результатах деятельности Орловского городского Совета в 2021 году.

В отчетном периоде Орловским городским Советом проведено 11 заседаний. Принято 210 решений, из них 82 - нормативные правовые актов по вопросам местного значения муниципального образования «Город Орёл».

Приоритетами в работе городского Совета оставалась защита интересов жителей города, сохранение социальных обязательств, привычных орловцам.

Так при проработке действующего сегодня бюджета депутаты всех фракций добивались от администрации города предусмотреть средства на:

- компенсацию льгот по коммунальным услугам;

- социальную поддержку инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в частном жилищном фонде города;

- средства на выплаты участникам вооружённых конфликтов, получивших инвалидность;

- муниципальные стипендии одаренным детям,

- меры социальной поддержки молодым специалистам;

- питание школьников;

- исполнение наказов избирателей и другие.

Бюджет отчетного года был исполнен по доходам в сумме 9,9 миллиардов рублей, по расходам – 9,7 миллиардов рублей.

Расходы городской казны ежегодно растут по объективным причинам. Городу Орлу необходимы новые школы и детские сады.

С 2016 года расходы только по таким социальным объектам увеличились на 700 миллионов рублей. В то же время доходы города такими темпами не растут. В преодолении этого разрыва нам ежегодно помогает правительство региона и раскрытие собственных резервов.

Отмечу, что общая сумма дотаций городу Орлу на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Орловской области в отчетном году превысила полтора миллиарда рублей. В 2019 году она была около 460 миллионов, в 2020 году – около 750 миллионов рублей.

Эти цифры говорят, что власти региона видят потребности областного центра и находят варианты совместного решения существующих задач. Благодаря вышеуказанным средствам в течение отчетного периода удалось снизить кредиторскую задолженность муниципального образования с 975 – до 734 миллионов рублей.

Кроме того, при поддержке регионального правительства изменилась структура муниципального долга – уменьшена доля коммерческих кредитов в пользу – бюджетных кредитов. Это дало экономию в 17 миллионов рублей в отчетном году и в перспективе – до 80 миллионов экономии на обслуживании долга ежегодно.

Отмечу, что дефицит бюджета в отчетном году уменьшился на 266 миллионов рублей.

С этой трибуны должен высказать слова благодарности губернатору Орловской области Андрею Евгеньевичу Клычкову за существенную помощь, оказанную городу Орлу. Также должен поблагодарить за поддержку председателя Орловского Областного Совета Леонида Семеновича Музалевского и депутатов облсовета.

Перехожу к основным направлениям деятельности горсовета – работе профильных комитетов. Комитет по бюджету и налоговой политике собирался 17 раз в течение 2021 года.

5 его заседаний было внеочередных, 1 - совместное заседание с комитетом по образованию, культуре и социальной политике.

Вопросы формирования и исполнения бюджета города Орла были в числе наиболее важных. В отчётном периоде комитет 11 раз рассматривал поправки в бюджет. При увеличении расходной части бюджета средства направлялись:

- на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в учреждениях города;

- на заработную плату работникам бюджетной сферы и уплату страховых взносов;

- на оказание финансовой помощи муниципальным предприятиям города Орла;

- на исполнение судебных исков;

- на благоустройство города;

- на реализацию муниципальных программ;

- на увеличение резервного фонда администрации города Орла в целях финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Орла;

- на социальную поддержку населения.

Принимая во внимание значительную сумму кредиторской задолженности, образовавшейся в учреждениях города Орла и тенденцию ее увеличения в отчетном периоде, на заседаниях профильного комитета неоднократно рассматривались вопросы о работе администрации города Орла и мерах, принимаемых ею, по погашению кредиторской задолженности прошлых лет, а также о работе главных администраторов доходов по выполнению плановых показателей и взысканию задолженности по ним.

В условиях острого дефицита бюджетных средств и сокращения объектов муниципальной собственности, приносящих доход в бюджет города, от нас требуется ответственный и принципиальный подход к вопросам распоряжения имуществом города. Это сфера деятельности комитета по муниципальной собственности и землепользованию, который в течение отчетного года собирался 15 раз. После проработки на профильном комитете городским Советом было принято 45 решений по вопросам распоряжения муниципальной собственностью.

Комитетом были проработаны (с учётом результатов проверок Контрольно-счётной палаты города Орла) вопросы:

- О работе администрации города Орла по контролю за использованием земельных участков на территории города Орла в 2020 году;

- О работе администрации города Орла по содержанию свободных нежилых помещений, находящихся в муниципальной казне, в 2020 году и планах на 2021 год;

- Об итогах реализации Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Орла на 2020 год;

- О работе администрации города Орла по выявлению, учету и оформлению в собственность муниципального образования «Город Орёл» бесхозяйного недвижимого, движимого и выморочного имущества в 2020 - прошедшем периоде 2021 гг.

Комитет продолжил контроль за работой администрации города Орла в вопросах исполнения полномочий администратора доходов от использования муниципального имущества, муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В ходе неоднократного рассмотрения данного вопроса комитет указал администрации города Орла на необходимость разработки и принятия Положения, устанавливающего регламент организации претензионно-исковой работы по взысканию дебиторской задолженности.

Такой нормативный документ должен установить сроки, порядок организации и взаимодействия структурных подразделений администрации города Орла, порядок и сроки взаимодействия со службой судебных приставов в вопросах исполнения требований исполнительного документа, включая ходатайства о наложении ареста на имущество должника, ограничения выезда за границу и привлечения к уголовной ответственности.

Также комитет указал на принятие мер по повышению эффективности работы администрации города Орла с Росреестром и службой судебных приставов по розыску активов должников и принятию всех законных мер для взыскания задолженности в бюджет города.

Мы говорим, в том числе, о расторжении договоров аренды земельных участков, с арендаторами, имеющими значительную задолженность перед бюджетом города Орла и постоянно нарушающими условия оплаты.

В отчетном периоде комитетом было установлено, что в составе муниципальной казны находятся нежилые помещения, фактически являющиеся общедолевой собственностью, которые формально являются активом города и не могут принести какой-либо доход в бюджет. Расходы на их содержание, которые составили в 2021 году более трех миллионов рублей, по сути, являются потерями бюджета города Орла. Для исправления ситуации по инициативе комитета были внесены изменения в соответствующие нормативные документы.

В совместной работе профильного комитета, правого управления городского Совета, Контрольно-счетной палаты города Орла и администрации города Орла утверждены коэффициенты для категорий арендаторов земельных участков (предоставленных в аренду без торгов), государственная собственность на которые не разграничена.

По инициативе депутатов городского Совета установлены льготные коэффициенты категорий арендаторов земельных участков, используемых гражданами для эксплуатации индивидуальных гаражей в гаражных кооперативах, под индивидуальное жилищное строительство, земельные участки для ведения огородничества.

Принятие данного решения по оценке администрации города Орла привело к увеличению доходов бюджета города по данной строке на 47% в год.

По предложению комитета по муниципальной собственности и землепользованию была принята законодательная инициатива в Орловский областной Совет народных депутатов «О внесении изменений в Закон Орловской области «О налоге на имущество организаций» (от 25.11.2003 №364-ОЗ).

Принятие данной законодательной инициативы позволило «Орёлводоканалу» на 2022 год получить налоговую льготу на имущество организаций размере 26,8 млн. рублей и, таким образом, найти средства для повышения качества водоснабжения жителей микрорайона «Наугорский».

В условиях острого дефицита бюджетных средств городским Советом было поддержано предложение

администрации города о продлении до 31 декабря 2022 г действия ограничения перечня субъектов, имеющих право на получение муниципального имущества в безвозмездное пользование.

В результате принятия данного решения, областные учреждения, заключившие договоры аренды муниципальных нежилых помещений, ежегодно приносят в казну города Орла доход порядка 6,8 млн. рублей.

В 2021 году город Орел продолжал строиться. По обращениям физических и юридических лиц было сформировано под объектами недвижимости 310 земельных участков. Введены в эксплуатацию детсады в микрорайоне № 6, в 795 квартале и по ул. Планерная города Орла.

За эту сферу в городском Совете отвечает комитет по строительству, перспективному развитию города. Он провел в отчетном году 12 заседаний. Из рассмотренных 64 вопросов – 19 вынесено на заседания городского Совета.

Среди основных рассмотренных вопросов, положенных в основу решений городского Совета было:

- Внесение изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орёл».

- Внесение изменений в Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орёл».

- Вопросы, связанные с изменениями архитектурных обликов объектов, расположенных в границах заповедных зон.

- Вопросы, связанные с представленной управлением градостроительства архитектуры и землеустройства Орловской области документацией по планировке территорий города, развитием транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов межевания территории.

Актуальным для многих жителей города Орла оказался вопрос, который стоит на особом контроле депутатов - об увеличении перечня многоквартирных домов в подпрограмме
по комплексному капитальному ремонту крыш на 2022 год.

Строительный комитет взял на себя самую болевую точку Орла – вопрос реконструкции Красного моста. 10 раз в течение отчетного года депутаты обращались к администрации города по этой теме. Мы помним, что в результате сомнительный подрядчик был отстранен от работы, а выплаченный аванс возвращен в бюджет города. Тема не закрыта, и нам всем вместе предстоит добиваться проведения качественных и результативных работ на главной транспортной артерии города.

Претензионная работа требуется не только на таких стратегических объектах.

Я призываю администрацию города Орла обратить внимание на качество работ по всем муниципальным контрактам. И при ремонте дорог, и на дворовых территориях важно своевременно выявить недостатки и добиваться их устранения по действующей банковской гарантии.

Вопросы функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения города прорабатываются депутатами профильного комитета по ЖКХ. В отчетный период комитет провел 12 заседаний. 70 вопросов рассмотрено комитетом, 18 вопросов было внесено на заседания городского Совета.

Пристальное внимание комитет уделял проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства города и инфраструктуры:

- вопросам организации сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов;

- освещения и уборки улично-дорожной сети и общественных территорий,

- вопросам состояния и ремонта проездов к дворовым территориям,

- функционированию городского коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения города – это подготовка и прохождение отопительных периодов, локальные проблемы обеспечения теплоснабжения жилых домов, вопросы, бесхозяйных инженерных коммуникаций.

Также комитет изучал реализацию ведомственных целевых программ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Экология города Орла», «Создание и ремонт контейнерных площадок», которые рассчитаны на 2019 - 2021 годы и муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла на 2018-2024 годы».

Кроме того, рассматривались предложения администрации города Орла в области тарифного регулирования, нормативного регулирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Среди них:

- О согласовании размера платы за содержание жилого помещения;

- о внесении изменений в Положение «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в городе Орле».

Депутатами комитета по ЖКХ прорабатывались и предлагались на городском Совете рекомендации в отношении объектов теплоснабжения города, обращения с отходами, бесхозяйных инженерных коммуникаций, содержания и благоустройства кладбищ, деятельности МУП «РОУ», «БПХ», «ЖРЭП (заказчик)», «Спецавтобаза», «Зеленстрой», в связи с их сложным финансово-хозяйственным положением.

В прошлые годы депутаты не раз давали администрации рекомендации по оказанию практической помощи собственникам многоквартирных домов в сфере ЖКХ. Эта работа требует постоянного продолжения, так как советы собственников не допускают возможности произвола управляющих компаний.

Комитет по экономической политике и развитию предпринимательства провел 11 заседаний. 38 вопросов рассмотрено, по шести подготовлены решения городского Совета.

Особое внимание комитет уделял вопросам, связанным с развитием экономики города и прежде всего, повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.

В рамках данного направления комитет рассмотрел вопросы:

- о работе муниципального сектора экономики и финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- о разработке «дорожной карты» по выходу из кризисного состояния МУП «ТТП» города Орла;

- о согласовании регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Орла;

- о внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий города Орла;

- о методике проведения оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и так далее.

Большое внимание в отчетном периоде комитет уделял вопросам комплексного развития транспортной инфраструктуры города. В рамках данного направления комитет рассмотрел вопросы:

- об актуализации схемы организации дорожного движения на время закрытия Красного моста;

- об организации транспортного обслуживания населения в границах города Орла;

- о возможности бесконтактной оплаты проезда в городском транспорте с использованием бескондукторного оборудования;

- о нарушениях законодательства со стороны коммерческих перевозчиков и должностных лиц администрации в г. Орла в сфере организации перевозок.

Требуют дальнейшего внимания со стороны комитета анализ финансово-экономического положения предприятий муниципального сектора экономики, выработка рекомендаций по стимулированию развития производства, оказания услуг, предупреждению банкротства предприятий, восстановлению платёжеспособности предприятий-должников.

Комитет по правовому регулированию местного самоуправления за отчётный период провел 15 заседаний. Рассмотрен 71 вопрос, 67 из них выносились на сессии горсовета.

Особое внимание здесь было уделено подготовке проектов решений о внесении изменений и дополнений в Устав города Орла, подготовке и проведению публичных слушаний по проектам.

Комитетом были подготовлены проекты решений городского Совета о внесении изменений:

- в Положение «О муниципальной службе в городе Орле»;

- в Положение «О порядке принятия муниципальных правовых актов Орловским городским Советом народных депутатов»;

- в решение «О регулировании отдельных правоотношений при представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими органов местного самоуправления города Орла, Муниципальной избирательной комиссии города Орла сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

в Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Орле».

Приняты изменения в муниципальные правовые акты, касающиеся деятельности Контрольно-счётной палаты города Орла, в связи с изменениями федерального законодательства.

Комитетом разработаны и внесены на рассмотрение городского Совета Правила депутатской этики.

В отчётном периоде продолжали поступать и рассматривались вопросы утверждения границ территорий вновь образуемых органов территориального общественного самоуправления.

Комитет по образованию, культуре и социальной политике провел за отчетный период 11 заседаний, рассмотрел 50 вопросов. Из них 20 выносились на горсовет.

В частности, в октябре после рассмотрения на профильном комитете горсовет принят решения по повышению оплаты труда работникам муниципальных бюджетных учреждений общего, дополнительного, дошкольного образования, а также работников «Городского образовательного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи города Орла».

При рассмотрении вопроса о проекте бюджета города Орла на 2022 год решением комитета было рекомендовано администрации города Орла изыскать дополнительные доходные источники для:

- содержания и текущего ремонта учреждений образования и культуры;

- обеспечения питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений;

- оздоровления детей в пришкольных лагерях и загородных оздоровительных учреждениях;

- муниципальных стипендий для одаренных детей и ряд других.

В отчетном году при всей напряжённости бюджета города Орла, с финансовой поддержкой регионального правительства нам удалось сохранить имеющие большую социальную значимость для жителей города меры социальной поддержки и льготы:

- учащимся муниципальных образовательных учреждений города Орла в пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в каникулярное время;

- учащимся муниципальных образовательных учреждений города Орла по оплате стоимости путёвок в загородные оздоровительные организации;

- льготы по родительской плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Орла и другие.

В рамках реализации Рабочей программы по выполнению наказов избирателей в 2021 году выполнено 518 наказов избирателей.

Взаимодействуя со своим депутатом, жители города Орла добиваются проведения работ по благоустройству.

Так в отчетный период 75 дворов получили новое детское и спортивное оборудование по программе наказов избирателей. В 27 дворах выполнен ремонт асфальта и устройство тротуаров и новых парковочных карманов.

Значительная часть средств по этой программе – около 13,5 млн рублей направлена на проведение текущего ремонта и улучшения материально-технической базы учреждений образования и спорта. Около двух миллионов – направлено для учреждений культуры.

В частности, за счет средств, выделенных депутатами городского Совета по наказам избирателей, оборудована баскетбольная площадка с искусственным покрытием на территории школы № 49;

- установлен спортивно-игровой комплекс на территории частного сектора выгонки между улицами Серпуховская и Смоленская.

Работа с населением является одним из определяющих направлений в оценке деятельности власти. Информация об этой работе регулярно обновляется на официальном сайте городского Совета. Дополнительные возможности для контакта открыты на странице горсовета в социальных сетях.

Всего за отчетный год от граждан в Орловский городской Совет поступило 104 письменного обращения, из них 15 – по вопросам ЖКХ, 13 - по вопросам ремонта дорог, благоустройства территорий, 31 – по вопросам муниципальных нормативных правовых актов, 5 – по строительству и землепользованию, остальные это в основном социальные вопросы.

До 40% из них решены положительно, всем обратившимся гражданам даны разъяснения.

Аппаратом городского Совета отработаны 939 обращений, поступивших в отчетный период от юридических лиц.

В том числе 49 запросов судов и правоохранительных органов.

Мы строго придерживаемся принципа открытости для общества в работе городской власти. Заседания городского Совета, профильных комитетов проходят максимально открыто для средств массовой информации, с учетом ограничений в период пандемии коронавируса.

В отчетном году изменился избранный годом ранее депутатский корпус Орла. Это произошло в основном связи с проведением выборов в Орловский областной Совет. По партийным спискам в городском Совете сменилось четверо депутатов.

После перехода в областной Совет без городских депутатов временно оказались округа № 4, № 10, № 21 и № 22.

Избиратели на этих округах будут иметь возможность выбрать своих депутатов в сентябре текущего года.

Мы с вами живем в год новых вызовов, перед которыми оказалась наша страна. Уверен, что депутаты Орловского городского Совета способны стать надежным ориентиром и примером для жителей нашего города.

Из истории Родины мы помним, что отличительной особенностью нашего многонационального общества и его главным ответом на трудности всегда было умение сплотиться, поддержать попавших в беду соотечественников. Это правило работает и на уровне нашей великой страны, и на уровне нашего замечательного города.

Спасибо за внимание!