Об утверждении плана восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы (второе чтение – окончательная редакция)

Проект вносится Мэром города Орла

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД ОРЁЛ»

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

№___________ от ________________2024 года

(принято на _________заседании городского Совета)

Об утверждении плана восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы (второе чтение – окончательная редакция)

В соответствии со статьей 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Распоряжения Правительства Орловской области от 29.09.2023 №698-р в целях реализации мер, направленных на снижение объемов кредиторской задолженности в муниципальном образовании «Город Орел», руководствуясь Уставом города Орла,

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

  1. Утвердить прилагаемый План восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы согласно приложению к настоящему решению.
  2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель городского Совета В.Ф. Новиков

Мэр города Орла Ю.Н. Парахин

Завизировали:

____________________А.В. Степанов

________________Ж.А. Горбатенкова

Начальник финансового управления

администрации города Орла

_____________________________ Н. В. Зубцова

Пояснительная записка

к проекту решения Орловского городского Совета народных депутатов

«О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2024 № 53/0800-ГС «Об утверждении плана восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы (первое чтение)»

Распоряжением Правительства Орловской области от 29.09.2023 №698-р город Орел включен в перечень муниципальных образований Орловской области, в которых по данным справочной таблицы к отчету об исполнении бюджетов муниципальных образований Орловской области (ф. 0503387) просроченная задолженность по бюджетным обязательствам в течение трех месяцев непрерывно по состоянию на 1 июля 2023 года (715,6 млн рублей), 1 августа 2023 года (753,6 млн рублей) и 1 сентября 2023 года (751,4 млн рублей) превысила 10 процентов суммы налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований в Орловской области в 2022 году (2 829,3 млн рублей) (Копии отчетов прилагаются).

Проект решения разработан в соответствии со статьей 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь Уставом города Орла, с целью утверждения плана по восстановлению платёжеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024 – 2026 годы.

Реализация Плана по восстановлению платёжеспособности муниципального образования «Город Орел» возможна при условии выполнения мероприятий по увеличению доходной базы бюджета города Орла. Это позволит муниципальному образованию «Город Орел» стабилизировать финансовое положение, своевременно оплачивать принятые расходные обязательства, более качественно и результативно выполнять поставленные задачи, эффективно решать вопросы местного значения.

Однако, без оказания дополнительных мер поддержки со стороны Правительства Орловской области все предпринимаемые меры не дадут ожидаемого результата и не приведут к восстановлению платежеспособности муниципального образования.

Заместитель Мэра города Орла А.В. Степанов

Приложение

к решению Орловского городского Совета народных депутатов

План

восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орел»

на 2024-2026 годы

Наименование Средства
на погашение просроченной кредиторской задолженности
(всего)
В
том числе по годам:
2024
год
план
2025
год
план
2026
год
план
Средства
бюджета муниципального образования
 «Город Орёл»
1 122 100,9 122 100,9
ВСЕГО: 1 122 100,9 122 100,9

Приложение № 1

к Плану восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орел»

на 2024-2026 годы

Направление собственных доходов бюджета на исполнение просроченных бюджетных обязательств муниципального образования «Город Орёл»

Наименование ед. измерения за 2023 год за 2024 год за 2025 год за 2026 год
(факт) (план) (план) (план)
1 Собственные доходы бюджета муниципального образования «Город
Орёл» (прогнозные данные)
тыс. рублей 10 929 650,7 12 230 925,5 9 280 532,6 10 094 240,0
1.1. Объем собственных
доходов бюджета муниципального образования на исполнение обязательств
тыс. рублей х 122 100,9 500 000,0 500 000,0
2 Объем просроченных бюджетных обязательств муниципального
образования «Город Орёл» на конец
года
тыс. рублей 1 122 100,9 1 000 000,0 500 000,0 0,0
3 Доля собственных доходов бюджета муниципального образования,
ежегодно направляемая на исполнение просроченных бюджетных обязательств (в
соответствии с п. 2 ст. 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации)
% х 1,0 5,4 5,0

Приложение № 2

к Плану восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орел»

на 2024-2026 годы

Объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование муниципального долга

муниципального образования «Город Орёл»

тыс. рублей

Наименование долговых обязательств 2024 год 2025 год 2026 год
Объем заемных средств условия привлечения заемных средств Объем заемных средств условия привлечения заемных средств
срок привлечения
заемных средств
ставка по привлекаемым
заемным средствам
расходы на
обслуживание заемных средств
срок привлечения
заемных средств
Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов - - -
- получение бюджетных
кредитов
- погашение бюджетных
кредитов
Кредиты, полученные от кредитных организаций - - -
- получение кредитов от
кредитных организаций
- погашение кредитов от
кредитных организаций

Приложение № 3

к Плану восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орел»

на 2024-2026 годы

График исполнения просроченных бюджетных обязательств муниципального образования «Город Орёл»

тыс. рублей

Наименование Всего
средств на погашение задолженности по плану
2024
год
2025
год
2026
год
1. Объем просроченных бюджетных
обязательств муниципального образования «Город Орёл»
(на
конец отчетного года)
Х 1 000 000,0 500 000,0 500 000,0
2. Планируемое погашение просроченных
бюджетных обязательств муниципального образования «Город Орёл»
1 122 100,9 122 100,9 500 000,0 500 000,0
2.1 средства бюджета
муниципального образования «Город Орёл»
1 122 100,9 122 100,9 500 000,0 500 000,0

Приложение № 5

к Плану восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орел»

на 2024-2026 годы

Отчет о реализации плана восстановления платежеспособности

муниципального образования «Город Орёл» на 2024-2026 годы

Наименование всего
средств на погашение задолженности по плану
2024
год
2025
год
2026
год
План Факт План Факт План Факт
1. Объем
просроченных бюджетных обязательств муниципального образования (на конец отчетного года), тыс. рублей
2. Планируемое
погашение просроченных бюджетных обязательств муниципального образования,
тыс. рублей

Финансово-экономическое обоснование

проекта решения Орловского городского Совета народных депутатов

«О внесении изменений в решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2024 № 53/0800-ГС «Об утверждении плана восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы (первое чтение)»

В соответствии со статьей 168.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании Распоряжения Правительства Орловской области от 29.09.2023 №698-р в целях реализации мер, направленных на снижение объемов кредиторской задолженности в муниципальном образовании «Город Орел» разработан проект Плана мероприятий восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы.

Реализация Плана мероприятий восстановления платежеспособности муниципального образования «Город Орел» на 2024-2026 годы предполагает ежегодное сокращение просроченной кредиторской задолженности муниципального образования «Город Орел» в 2024 году на 122 100,9 тыс. рублей, в 2025 году на 500 000,0 тыс. рублей, в 2026 году на 500 000,0 тыс. рублей.

В целях обеспечения увеличения объема доходов бюджета муниципального образования и сокращения объема муниципального долга, мерами по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования «Город Орёл» предусмотрены ряд мероприятий по:

1. Увеличению доходной базы бюджета города Орла, которое включает в себя стимулирование роста налоговых доходов и неналоговых доходов, а также проведения комплекса мероприятий с Правительством Орловской области для получения дополнительной дотации и (или) увеличения нормативов отчислений НДФЛ, дохода от упрощенной системы налогообложения (УСН) и (или) иных налоговых сборов. Бюджетный эффект данного мероприятия должен составить в 2024 году 3 000 000,0 тыс. рублей, в 2025году – 3 078 237,7 тыс. рублей и 2026 году – 3 649 891,7 тыс. рублей.

Данные меры позволят сформировать бюджет города Орла с показателями доходной части наиболее реальными к поступлению в отличие от принятых в настоящее время, что даст возможность погасить кредиторскую задолженность прошлых лет, обеспечить в достаточном объеме бюджетными ассигнованиями осуществление текущей деятельности муниципальных учреждений согласно уставной деятельности в целях их эффективного функционирования, своевременно исполнять судебные решения и требования надзорных органов, выполнять требования трудового законодательства и указы Президента РФ, а также обеспечить исполнение бюджетного законодательства, в том числе в части принципа достоверности бюджета.

По пункту 1.1.1:

2024 год – 3 000 000,0 тыс. рублей:

- компенсация дефицита бюджета города Орла, источники покрытия которого, имеют высокие риски неисполнения (продажа акций АО ГК «Орел-отель», коммерческий кредит) -1 288 257,0 тыс. рублей;

- кредиторская задолженность прошлых лет, не обеспеченная бюджетными ассигнованиями в утвержденном бюджете города Орла–
533 606,9 тыс. рублей;

- исполнение решений судов, требований надзорных органов –
500 000,0 тыс. рублей;

- обеспечение текущей деятельности бюджетных учреждений, выполнение задач в целях успешной реализации полномочий муниципального образования «Город Орел» в решении вопросов местного значения, регламентированных федеральным Законом от 06.10.2003 «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не обеспеченные бюджетными ассигнованиями в утвержденном бюджете города Орла –
678 136,1 млн рублей;

2025 год и 2026 год:

С целью создания устойчивой эффективной системы жизнедеятельности муниципального образования, сохранения стабильной экономики, выполнение всех базовых социальных обязательств перед населением бюджету города Орла требуется ежегодно около 6 000 000,0 тыс. рублей (с учетом погашения кредиторской задолженности в предыдущий год). При условии поступления неналоговых и неналоговых доходов в общей сумме 3 500 000,0 тыс. рублей, недостаток средств для формирования бездефицитного бюджета составляет не менее 2 500 000,0 тыс. рублей.

Кроме того МО «Город Орел» необходимо погасить бюджетный кредит в 2025 году – 578 237,7 тыс. рублей; в 2026 году – 1 149 891,7 тыс. рублей.

2. Повышению собираемости обязательных платежей и сокращение недоимки, в том числе за счет легализации теневой заработной платы и снижения дебиторской задолженности, сокращению задолженности по неналоговым доходам, зачисляемым в местные бюджеты, осуществлению контроля за своевременностью внесения арендной платы по договорам аренды и т.д. Бюджетный эффект данных мероприятий составит: в 2024 году – 50 653,0 тыс. рублей, в 2025 году – 41 956,0 тыс. рублей, в 2026 году – 30 824,0 тыс. рублей.

По пункту 1.3.1:

2024 год – 5 533,0 тыс. рублей, 2025 год – 5 533,0 тыс. рублей, 2026 год – 5 533,0 тыс. рублей:

В рамках реализации постановления Правительства Орловской области от 08.02.2013 №29 «О межведомственной рабочей группе по координации мероприятий, проводимых в целях повышения роли имущественных налогов в формировании регионального и местных бюджетов» проводится работа по снижению задолженности по налогам и сборам в городе Орле.

Постановлением администрации города Орла 07.12.2018 №5388 создана межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, обеспечению полноты поступлений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и снижения недоимки по платежам в бюджет.

В результате работы комиссии за 3 отчетных года (2021-2023) в бюджет города Орла перечислена задолженность в общей сумме 16 599,40 тыс. рублей.

Таким образом, средняя сумма объема поступлений дополнительных налоговых доходов в городской бюджет от проводимых мероприятий равна 5 533,0 тыс. рублей в год.

По пункту 1.3.3:

2024 год – 1 000,0 тыс. рублей, 2025 год – 1 000,0 тыс. рублей, 2026 год – 1 000,0 тыс. рублей:

Прогнозируемые поступления по прекращенным договорам аренды и долгам прошлых лет рассчитывались исходя из фактически полученных доходов, которые по состоянию на 01.08.2024 составляют 628,1 тыс. рублей.

По пункту 1.3.4:

2024 год – 15 000,0 тыс. рублей, 2025 год – 10 000,0 тыс. рублей, 2026 год – 8 000,0 тыс. рублей:

Прогнозируемые поступления задолженности по договорам аренды земельных участков рассчитывались исходя из фактически оплаченной задолженности по состоянию на 01.08.2024 – 11 618,5 тыс. рублей, пени в сумме 1 313,2 тыс. рублей и ожидаемых поступлений до конца года – 2 068,3 тыс. рублей.

По пункту 1.3.5:

2024 год – 300,0 тыс. рублей, 2025 год –500,0 тыс. рублей, 2026 год – 500,0 тыс. рублей:

По состоянию на 01.08.2024 года дебиторская задолженность составляет 6 532,0 тыс. рублей.

В УФССП по Орловской области на исполнении находятся исполнительные листы на общую сумму 1 742,2 тыс. рублей, на 3 032,4 тыс. рублей направлены претензии, на 549,2 тыс. рублей исковые заявления на рассмотрении в Арбитражном суде Орловской области.

По направленным претензиям по состоянию на 01.08.2024 оплачено 57,0 тыс. рублей, по судебным искам 1 тыс. рублей, до конца года планируется получить 242 тыс. рублей.

По пункту 1.3.6:

2024 год – 1 120,0 тыс. рублей, 2025 год – 1 120,0 тыс. рублей, 2026 год – 1 120,0 тыс. рублей:

В настоящее время ведется претензионная работа по взысканию принятой задолженности, переданы в районные мировые суды для взыскания в рамках судебного делопроизводства задолженности по 31 лицевому счету на общую сумму 1 120,3 тыс. рублей, по состоянию на 01.08.2024 взыскано 39,6 тыс. рублей. До конца года планируется получить оставшуюся сумму.

По пункту 1.3.9:

2024 год – 27 700,0 тыс. рублей, 2025 год – 23 803,0 тыс. рублей, 2026 год – 14 671,0 тыс. рублей:

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» арендатор по истечению одного года имеет преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность.

Прогноз составлен в соответствии с заключенными договорами купли-продажи недвижимого имущества.

Необходимо отметить, что бюджет города Орла на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов спрогнозирован с учетом мероприятий, перечисленных в настоящем пункте.

3. По оптимизации расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет оптимизации бюджетной сети, совершенствованию системы закупок для муниципальных нужд, сокращению просроченной кредиторской задолженности и т.д. Бюджетный эффект данных мероприятий составит: в 2024 году – 53 000 тыс. рублей, в 2025 году - 183 000,0 тыс. рублей, в 2026 году - 183 000,0 тыс. рублей.

Ожидаемые показатели по оптимизации бюджетной сети, совершенствованию системы закупок для муниципальных нужд и сокращению просроченной кредиторской задолженности утверждаются согласно нормативно-правовым актам муниципального образования город "Город Орел" и носят указательный характер.

По п. 2.4.3:

Общий ожидаемый экономический эффект от данных мероприятий- в 2024 году- 3 101 653,0 тыс. рублей, в 2025 году на 3 303 193,7 тыс. рублей, в 2026 году на 3 863 715,7 тыс. рублей.

Ввиду того, что реструктуризация муниципального долга планируется за счет средств вышестоящего бюджета в таблице «Объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование муниципального долга муниципального образования «Город Орёл» отсутствуют показатели. В случае невозможности реструктуризации муниципального долга за счет средств вышестоящего бюджета и принятия решения по реструктуризации за счет привлечения заемных средств администрацией города Орла будут внесены соответствующие изменения в Решение ОГСНД.

В соответствии с решением по бюджету и налоговой политике от 20.06.2024 №75/3-К пункты 1.2.9 "Установление налоговой ставки от кадастровой стоимости в размере 0,3 процента в отношении земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 1.2.10 "Увеличение налоговой ставки от кадастровой стоимости с 0,2 процентов до 0,3 процентов в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества", 1.2.11 "Увеличение налоговой ставки от кадастровой стоимости с 1,0 процента до 1,5 процентов в отношении земельных участков, занятых индивидуальными и кооперативными гаражами" исключены из Плана. Данные пункты будут внесены в План после принятия соответствующего решения ОГСНД.

Кроме того, по п. 2.4.3: постановлением администрации города Орла от 06.06.2024 №2523 утвержден состав комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций. На 05.09.2024 состоялось 6 заседаний комиссии, в результате чего даны положительные заключения по реорганизации путем присоединения 6 образовательных учреждений: МБОУ СОШ № 11 имени Г.М.Пясецкого с МБОУ СОШ № 48, МБДОУ детский сад № 26 с МБ ДОУ "Детский сад № 33", МБДОУ Детский сад № 2 общеразвивающего вида с МБ детский сад № 82 комбинированного вида, МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 11" с МБДОУ Детский сад №49, МБ детский сад № 7 комбинированного вида с МБДОУ детский сад № 98, МБДОУ детский сад № 71 комбинированного вида с МБДОУ "Детский сад № 73 компенсирующего вида".

В ближайшее время планируются заседания комиссии по вопросу реорганизации в форме присоединения: МБДОУ №62 с МБДОУ №79, МБДОУ №6,№18 с МБДОУ №55, МБДОУ №87 с МБДОУ №94, МБДОУ №10 с МБДОУ №41, МБДОУ №20 с МБДОУ №51, МБДОУ №56 с МБДОУ №68, МБДОУ №52 с МБДОУ №76.

После получения положительных заключений по реорганизации путем присоединения будут подготовлены проекты соответствующих постановлений администрации города Орла. Наименования постановлений будут включены в перечень нормативных правовых актов по реализации мероприятий по мере их утверждения.

Заместитель Мэра города Орла А.В. Степанов