Об отчёте Мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
РЕШЕНИЕ
№ 31/0580 - ГС от 28 марта 2013 года
(принято на тридцать первом
заседании городского Совета)
Об отчёте Мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году
Рассмотрев отчёт Мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году, в соответствии с частью 11.1 статьи 35, частью 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 27 части 1 статьи 14 Устава города Орла
ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ
1. Отчёт Мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году принять к сведению (прилагается).
2. Отчёт Мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году подлежит опубликованию в Орловской городской газете и размещению на официальном сайте Орловского городского Совета народных депутатов в сети Интернет.
Мэр города Орла С.А. Ступин
Приложение №1
Отчёт
мэра города Орла о результатах деятельности в 2012 году.
Уважаемые депутаты, представители администрации, приглашённые! В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» и ст. 17 Устава города Орла представляю свой отчёт о результатах деятельности в 2012 году.
Прежде всего, надо подчеркнуть, что прошедший год для всех нас был непростым, поскольку именно на этот период пришлось становление и опробование на деле новой схемы организации органов местного самоуправления в Орле.
Напомню, что в ситуации острого кризиса 25 января 2012 года на 13-ом заседании Орловского городского Совета депутаты большинством голосов приняли решение об удалении в отставку главы муниципального образования «Город Орел» В. В. Сафьянова и о досрочном прекращении его полномочий. С этого дня вступила в законную силу новая редакция Устава города, принятая решением Орловского городского Совета народных депутатов 11 ноября 2010 года и предусматривающая избрание мэра из числа депутатов городского Совета.
31 января на внеочередном 14-ом заседании горсовета мэром города Орла – председателем Орловского городского Совета народных депутатов, то есть высшим должностным лицом города, был избран С. А. Ступин, а 27 февраля по итогам конкурса главой администрации города был назначен М. Ю. Берников. Была разработана и утверждена новая структура администрации, сформировано её руководство. Таким образом, органы местного самоуправления с февраля 2012 года начали работать в новых и жёстких условиях, когда времени на раскачку просто не было, а принимать решения и действовать приходилось без промедления.
Оценивая деятельность исполнительного органа за прошедший год, думаю, что, при всех трудностях, недостатках, ошибках и отсутствии системности в работе, в целом администрация города и её глава сумели удержать под своим управлением процессы текущей жизнедеятельности нашего муниципального образования. В свою очередь, городской Совет и лично мэр контролировали всю эту работу, а порой, когда требовала конкретная ситуация, приходилось включать и режим непосредственного «ручного» управления - со своей стороны.
Безусловно, одним из ключевых вопросов является формирование и исполнение бюджета города. И контроль со стороны мэра и городского Совета в этой сфере был направлен, прежде всего, на реализацию мер по увеличению доходов бюджета, повышение эффективности управления муниципальным имуществом, определение приоритетов и целей использования бюджетных средств.
Несмотря на то, что за 2012 год по сравнению с 2011 годом доходная часть бюджета увеличилась почти на 14%, в целом утвержденные бюджетом плановые показатели по доходам выполнены лишь на 92,7%, а расходы составили только 89,9% к плану. При этом над нами «висит» нарастающий муниципальный внутренний долг, который достиг уже почти 511 млн. рублей.
В этой связи хочу напомнить, в каких непростых условиях решался минувшей осенью вопрос об очередном крупном кредите – на переселение горожан из ветхого и аварийного жилья, на чём настаивали областные власти и администрация города. Это была как раз одна из тех ситуаций, когда только твердая и ответственная позиция мэра и городского Совета позволила прийти к взвешенному и компромиссному решению, а кредитная нагрузка была справедливо распределена между областным и городским бюджетами.
Комитет по бюджету и налоговой политике, городской Совет, с одной стороны, постоянно следили за тем, чтобы дополнительные доходы в первую очередь направлялись на содержание улично-дорожной сети, капитальный ремонт многоквартирных домов, благоустройство города, увеличение ассигнований муниципальным транспортным предприятиям за перевозку льготных категорий граждан и т. д. Особое внимание уделялось ряду городских целевых программ, в частности, таких как «Подготовка и празднование 450-летия основания города Орла», «Развитие муниципальной системы образования…», «Развитие отрасли культуры …»
С другой стороны, мэр и горсовет неоднократно заостряли внимание на поступлениях в бюджет города доходов от использования муниципального имущества, которые напрямую зависят от эффективности управления и распоряжения этим имуществом. Так, из-за ненадлежащего исполнения функций главного администратора доходов городского бюджета – Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, бюджет по-прежнему недополучает доходы в виде арендной платы, отчислений части прибыли муниципальными предприятиями, сумма которых на 01 января 2013 года составила порядка 73,8 млн. рублей.
Несмотря на неоднократные рекомендации, не изымались в казну площади, не используемые муниципальными предприятиями на цели, для которых они созданы. При этом, дублируя функции УМИЗ, муниципальные предприятия сдавали эти площади в аренду. В результате, например, по итогам проверки Контрольно-счетной палатой города только одного предприятия - МУП «УЭНП», упущенные дополнительные доходы городского бюджета от аренды за 2011 год и 1-е полугодие 2012 года составили более 26,0 млн. рублей. Вообще деятельность этого МУП – тема отдельного и серьезного разговора.
В течение всего бюджетного года стояла серьезная задача - если уж не поступательного развития, то, по крайней мере, сохранения социальной сферы города. Так, на финансирование образования направлено 52,2% или 1404,1 млн. руб. общего объема городских средств, что на 259,3 млн. руб. больше, чем в 2011 году. Впервые в 2012 году в нашем бюджете были предусмотрены расходы на санаторно-курортное лечение работников образования. По сравнению с 2011 годом увеличились ассигнования учреждениям культуры и искусства на 13,9 млн. рублей, на развитие физической культуры и спорта на 1,6 млн. рублей, на мероприятия в области социальной политики на 8,2 млн. рублей. Большое внимание уделялось приведению в соответствие с действующим законодательством нормативной правовой базы муниципального образования «Город Орел» в области бюджетной политики.
Но одним из наиболее важных итогов работы городского Совета в 2012 году стало принятие бюджета города Орла на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Исходя из имеющихся проблем, для нас очевидны и задачи органов местного самоуправления в области бюджетных отношений: мэр, городской Совет и администрация города совместно продолжат работу по повышению эффективности управления финансами и распоряжения бюджетными средствами, по мобилизации доходных источников бюджета и созданию условий для возврата кредитов, полученных муниципальным образованием «Город Орёл», начиная с 2006 года.
Бюджетная политика самым тесным образом взаимосвязана с социально-экономическим развитием Орла. Мэр и городской Совет уделяли большое внимание вопросам развития экономики города и работе ее муниципального сектора.
Городской Совет в целом анализировал как итоги социально-экономического развития города Орла за 2011 год, так и прогнозы на 2013 год (в частности, в рамках реализации Концепции социально-экономического развития города Орла на 2011–2025 годы, Комплексной программы социально-экономического развития города Орла до 2015 года). Рассматривались задачи по повышению эффективности муниципального сектора экономики города Орла, ситуацию в муниципальных унитарных предприятиях-банкротах и в акционерных обществах-банкротах с муниципальным пакетом акций, финансово-экономическое состояние и меры по повышению эффективности работы МПП ВКХ «Орёлводоканал», ОАО «Орёлтеплосервис». Из муниципального казенного в муниципальное унитарное предприятие была переведена «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». Администрацией города и городским Советом были приняты все возможные меры по предотвращению банкротства МУП совхоз «Коммунальник» при наличии у него кредиторской задолженности около 50 млн. рублей.
Предварительные итоги года показывают, что экономика города в целом имеет положительную динамику развития. Вместе с тем, муниципальный сектор экономики по-прежнему вызывает обеспокоенность: не уменьшается количество убыточных предприятий, ухудшается ситуация в транспортной отрасли, в том числе - из-за явных ошибок в кадровой работе администрации города в отношении МУ ПАТП-1. В этом муниципальном автотранспортном предприятии, что называется, на пустом месте создан «долгоиграющий» конфликт.
Не лучше обстоят дела и в отрасли ЖКХ: увеличиваются долги ОАО «Орёлгортеплоэнерго», МКП «Спецавтобаза по санитарной очистке г. Орла». При этом администрация города не в полной мере выполняет как решения городского Совета, нацеливающие её на предметную работу с каждым муниципальным предприятием, подконтрольным акционерным обществом, так и представления Контрольно-счётной палаты города Орла по результатам проверок, проведённых в муниципальных предприятиях. И это при том, что её работа по руководству муниципальным сектором экономики за 2011 год и так уже признавалась городским Советом неудовлетворительной!
Кроме того, было проанализировано состояние дел и по другим направлениям деятельности администрации в сфере экономики, а именно: по формированию, обеспечению размещения, исполнению и контролю над исполнением муниципального заказа; использованию рекламного пространства, а также ряд предложений администрации города по распоряжению муниципальным имуществом, предоставлению льгот.
Недостаточно координируется и контролируется деятельность заказчиков по подведомственности, требует усиления контроль над соблюдением законодательства о размещении заказов, в работе по наружной рекламе не удаётся уменьшить количество самовольно установленных рекламных конструкций, при этом эффективность контроля со стороны администрации здесь практически не растёт. А ведь из этих «мелочей» и складывается эффективность муниципальной экономики.
Можно отметить положительные сдвиги в работе органов местного самоуправления по развитию и поддержке предпринимательства: более эффективно расходуются средства бюджета города на эти цели, проводится больше полезных мероприятий, реализуется Долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Орле на 2011-2015 годы». Однако же при этом в некоторых случаях, как все мы знаем, администрация города с опозданием реагирует на возникающие проблемы, связанные с деятельностью предпринимателей, не срабатывает на их предупреждение. Вспомните хотя бы конфликт вокруг Дома быта и возмущение части предпринимателей. Убеждён, что при грамотном подходе всего этого можно было избежать.
Вот почему городской Совет, мэр лично и впредь будут уделять самое пристальное внимание экономике города, финансово-экономическому положению отраслей и предприятий муниципального сектора экономики, вырабатывать рекомендации по повышению эффективности их производства, предупреждению их банкротства, восстановлению платёжеспособности предприятий-должников. Не обойтись здесь и без повышения ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных предприятий за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, решение возложенных на них задач.
Отдельный блок муниципальных проблем и забот – это, конечно, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего - в сфере управления жилищным фондом, в системе начисления и сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Диапазон вопросов, рассмотренных горсоветом и его профильным комитетом, - от организации и проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций (включая меры, принимаемые администрацией города в связи с отказом ряда УК от управления домами) до решения проблем, связанных с оплатой электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования многоквартирных домов.
Многочисленные обращения граждан, общественных организаций в Орловский городской Совет народных депутатов, в адрес мэра, публикации в местных средствах массовой информации наглядно подтверждают: реформирование ЖКХ в нашем городе ведётся недостаточно организованно и продуманно, без учёта в должной мере интересов и прав населения, без проявления необходимой заинтересованности и настойчивости.
У жителей существует масса вопросов в отношениях с управляющими компаниями, и люди зачастую не находят со стороны администрации города действенной поддержки и помощи. Администрация города не разрешила по существу проблему так называемых «брошенных» домов. Не на должном уровне решаются проблемы, связанные с выполнением требований законодательства об установке приборов учёта энергоресурсов. В отношении платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды (ранее – ЭМОП), приходится констатировать, что администрация города также не оказывает реальной помощи жителям в наведении здесь порядка. А ведь перед жителями уже практически «маячат» и «общедомовая» вода, и тепловая энергия... И это именно те заботы, которые вызывают основную социальную напряженность среди горожан.
Не менее важные и острые проблемы существуют в системе жизнеобеспечения города. Начиная с апреля, мэр и городской Совет практически ежемесячно занимались вопросами, связанными с подготовкой и прохождением отопительного периода 2012–2013 годов, урегулированием взаимоотношений между «Орёлгортеплоэнерго», «Орёлтеплогазом» и «Орловской теплосетевой компанией». Надо прямо сказать: этот до конца так не разрешенный конфликт стал миной замедленного действия, подложенной под муниципальное образование «Город Орел» и обе ветви городской власти.
Вот почему, исходя из ситуации, городской Совет на своих заседаниях 15 июня, 28 июня и 2 августа 2012 года, рассмотрев вопросы о подготовке и проведении отопительного периода, дал мэру г. Орла прямые поручения - обратиться в прокуратуру, УФАС, УФСБ, Следственное управление СКР по Орловской области с заявлениями о проведении соответствующих проверок, а также проинформировать губернатора Орловской области о фактическом положении дел. Своевременное вмешательство и реагирование указанных органов и лиц способствовало временному урегулированию имевшихся на тот момент проблем. Однако зима придет вновь, а принципиального выхода из сложившейся ситуации так и не видно.
Возвращаясь к вопросу о «ручном» управлении, напомню, что в соответствии с решением городского Совета от 28 июня 2012 года была создана комиссия с участием депутатов для усиления контроля над выполнением ремонта, связанного с подготовкой к отопительному периоду. Её работа в течение 2-х месяцев также способствовала тому, что город практически прошел отопительный сезон без катастрофических проблем. Но даже и при этом иной раз требовалось оперативное и непосредственное вмешательство мэра. Например, для ликвидации последствий аварийной ситуации, возникшей 7 декабря 2012 года, когда без тепла остались около 25 жилых многоквартирных домов и социальных объектов в Советском, Северном и Железнодорожном районах города.
Не видят люди и улучшений в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке отходов, уборке и содержании города. Обращения граждан, органов общественного самоуправления, информация районных депутатских групп, публикации в местных средствах массовой информации подтверждают сказанное. Состояние контейнерных площадок, критическая ситуация с уборкой улиц, проездов к домам минувшей зимой и т. д. - и неспособность администрации города вовремя реагировать на это - уже никого не оставляют равнодушным. Видимо, здесь не обойтись без привлечения к ответственности должностных лиц, за которыми закреплён этот участок работы.
То же самое можно сказать и в отношении работы администрации города по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда, его эффективному использованию, содержанию мест захоронения. Остаются не до конца проработанными и решёнными вопросы, связанные с ремонтом и заменой лифтового оборудования, функционированием муниципальных бань, бесхозяйными инженерными коммуникациями, установлением платы за жилое помещение, устойчивой работой муниципальных предприятий жилищно-коммунальной отрасли.
Все эти и многие другие примеры, к сожалению, дают основания ещё и ещё раз говорить о том, что в работе администрации города в 2012 году не было должной ответственности и системности. А значит, эта работа требует дальнейшего пристального внимания со стороны городского Совета и мэра.
Особая тема – это градостроительство, землепользование и перспективное развитие города. Мэр и городской Совет участвуют в разработке предложений по развитию города как единого социально-экономического и хозяйственного комплекса, формировании строительной программы и проведении единой инвестиционной политики в области комплексной застройки города, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий и сооружений.
В 2012 году городской Совет утвердил Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Орла в рамках градостроительной деятельности. Администрация города, в свою очередь, заключила соглашение с Центром государственных информационных ресурсов Орловской области в рамках предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию».
Городской Совет внимательно изучал и прорабатывал предложения администрации по вопросам, связанным с рассмотрением документации по планировке территорий города, развитием транспортной и инженерной инфраструктуры, внесением изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Орел», в Генеральный план города Орла. За 2012 год управлением архитектуры и градостроительства города Орла было сформировано под строительство 462 земельных участка, в том числе 71 - под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, 6 участков - под многоквартирные дома, 370 участков - под строительство коммерческих объектов. Данные земельные участки переданы в Департамент области.
Шесть муниципальных участков сформировано для развития застроенных территорий и проведения аукциона на право заключения договоров аренды под строительство. Реализация данной концепции позволит за счёт застройщика снести ветхий и аварийный фонд, переселив граждан в благоустроенное жильё, а на освободившемся месте построить современные жилые дома.
В рамках выполнения Национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России по городу Орлу» всего в 2012 году введено в эксплуатацию около 211,65 тысяч квадратных метров жилья, что по сравнению с 2011 годом на 22 тысячи квадратных метров больше. Однако же если средняя стоимость 1 кв. м жилья в 2011 году на первичном рынке составляла 28,3 тыс. рублей, в 2012 году – уже 32,8 тыс. рублей. А такой рост цен на жильё делает его недоступным для основной массы населения города. И получается, что строители работают на прибыль, а многие горожане продолжают обитать в ветхом жилье.
Надо отметить, что администрация города начала заниматься состоянием муниципального жилого фонда (в том числе - специализированного фонда), но не довела эту работу до конца. Не ведется соответствующий учет, отсутствуют технические паспорта на жилые помещения, сведения об их техническом состоянии. Поэтому данный вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях городского Совета с привлечением соответствующих структурных подразделений администрации. В результате было выявлено около 70 свободных квартир.
Под постоянным депутатским контролем находилась реализация адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья. И мы отмечаем, что население высказывает серьезные претензии руководителям города по капитальному ремонту жилого фонда, в том числе и муниципального.
В прошедшем году было снесено 30 аварийных домов. Улучшили жилищные условия около 660 горожан. Однако из 656 имеющихся в Орле ветхих домов обследовано всего лишь около 250. Из них на 01.01.2013 г. на территории города признаны аварийными и подлежащими сносу 114 многоквартирных домов, 11 - аварийными и подлежащими реконструкции, 138 жилых помещения признаны несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Поэтому перед нами стоит задача выполнения в полном объёме муниципальной долгосрочной адресной целевой программы «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на территории муниципального образования «Город Орел».
Одной из первоочередных задач органов местного самоуправления является также организация городских пассажирских перевозок. Однако существующая сегодня в нашем городе система управления транспортом имеет серьезные недостатки: отсутствует Единый оператор, не внедрена система ГЛОНАСС, не наведён порядок в работе частного транспорта, по-прежнему на дорогах города работают нелегальные маршрутные такси. Методика расчетов с муниципальными транспортными предприятиями по возмещению из бюджета города выпадающих доходов, связанных с льготным проездом студентов, школьников и пенсионеров вызывает много нареканий.
Городской Совет не раз ставил вопрос о неудовлетворительном транспортном обслуживании населения на регулярных маршрутах муниципальной сети, но надлежащие меры приняты не были. В результате в муниципальных транспортных предприятиях сложилось тяжёлое финансовое положение, которое не улучшилось даже после повышения тарифов на проезд. В связи с этим администрации города необходимо разработать срочные меры, которые позволили бы вывести МУПы из создавшейся финансово–экономической ситуации.
Постоянное внимание уделялось также эффективности использования муниципального имущества города. Благодаря этому, на наш взгляд, в целом удавалось обеспечивать выполнение требований законодательства, муниципальных правовых актов в сфере имущественных отношений, взвешенный подход к распоряжению и управлению муниципальным имуществом, достаточно эффективное использование и сохранение муниципальной собственности. Одним из наглядных и наиболее известных примеров стала позиция городского Совета, не позволившая администрации предоставить в аренду Управлению Судебного департамента в Орловской области (с последующей передачей в федеральную собственность) административное здание администрации Железнодорожного района.
Возвращаясь к вопросу о социальной политике, тоже можно констатировать некоторые позитивные подвижки. Речь, например, идет о введении в 2012 году за счет средств городского бюджета отраслевой системы оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей – она теперь доведена до средней зарплаты по экономике региона. За счет средств бюджета города Орла установлены дополнительные меры социальной поддержки участникам вооруженных конфликтов последних лет, получившим инвалидность вследствие военной травмы; молодым педагогам; учащимся (питание школьников); инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; работникам муниципальных учреждений культуры.
При этом остаются проблемы в обеспечении жильём детей-сирот, по-прежнему не хватает мест в детских дошкольных учреждениях. Оставляет желать лучшего реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы по обеспечению равного, наравне с другими, доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения; профилактика правонарушений и распространения наркомании, алкоголизма, курения в молодёжной среде; реализация программы «Обеспечение жильём молодых семей»; развитие физической культуры и спорта в Орле; поддержка и сохранение культурного наследия города… Этим вопросам и в дальнейшем следует уделять особое внимание.
Вся эта многоплановая работа требовала постоянного совершенствования правовой базы местного самоуправления, взаимодействия с органами прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, судебной системы.
Органы местного самоуправления нашего города твёрдо придерживаются принципа открытости, обратной связи с населением. Одним из главных каналов такой связи остаются обращения граждан и организаций.
В 2012 году на личном приеме мэр города Орла принял 172 человека. Основная тематика обращений – жилищные вопросы, переселение из аварийного и ветхого жилья, проблемы ЖКХ. В Орловский городской Совет народных депутатов за этот период поступило 556 письменных обращений от граждан (причем, подавляющее большинство – на имя мэра г. Орла), из них 168 коллективных обращений и 202 - от юридических лиц. Анализ свидетельствует, что горожане в основном пишут о проблемах ЖКХ, вопросах, касающихся строительства и землепользования, а также соблюдения законности.
В отчетном периоде продолжалось сотрудничество с печатными и электронными СМИ, было укреплено руководство МАУ «Городское информационно-издательское агентство» и непосредственно «Орловской городской газеты», в которой в установленном порядке публикуются нормативные правовые документы.
Отдельно следует сказать о том, что в соответствии со ст. 29 Устава города Орла нами был сформирован новый состав муниципальной избирательной комиссии. В связи с этим хочу коснуться активно обсуждавшегося в прошлом году вопроса о возможном возвращении к прямым выборам мэра. Моя позиция ясна: я – за всенародные выборы, и не раз об этом прямо говорил. Более того, распоряжением мэра была создана и работает комиссия по подготовке проекта новой редакции Устава города Орла.
Отчитываясь по итогам 2011 года, я и глава администрации констатировали, что отчетливо видим круг проблем, стоящих перед органами местного самоуправления на ближайшую и отдаленную перспективу. Мы понимали, что от нашего конструктивного взаимодействия, ответственности различных политических сил перед жителями Орла будет зависеть решение одной из первостепенных задач – вернуть доверие горожан к власти. Год назад, Михаил Юрьевич, люди ждали от нас не просто сохранения сложившейся на тот момент ситуации, но и прорыва хотя бы по одному из наиболее важных для жизни горожан направлений. Чего, к сожалению не произошло.
И вот сегодня, подводя итоги уже 2012 года, надо прямо признать, что это доверие к себе власть города пока ещё не сумела в полной мере восстановить. К сожалению, нам не удалось принципиально изменить общественно-политическую атмосферу в нашем городе, полностью перейти от противоборства и конфликтов к конструктивному взаимодействию. Однако думаю, что это не повод для уныния, а, напротив, основание больше и лучше работать, искать пути решения проблем – за нас этого никто не сделает.
Тем более что впереди у нас подготовка к таким важным событиям в жизни Орла, как 70-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков и 450-летие со дня его основания.