Публичные слушания по бюджету Орла: анализ и задачи на будущее.
20 мая, под руководством председателя городского Совета Василия Новикова прошло обсуждение результатов исполнения бюджета за прошедший год. В мероприятии приняли участие жители города, заместители председателя горсовета Владимир Негин и Сергей Швалов, председатель бюджетного комитета Тимур Нерушев, представители городской администрации и контрольно-счетной палаты.
В ходе публичных слушаний с содокладом выступил председатель комитета по бюджету и налоговой политике Тимур Нерушев.
Тимур Алексеевич отмечает следующее.
✅Отчет об исполнении бюджета города за 2024 год показывает, что бюджет исполнялся в условиях острого недостатка финансовых ресурсов.
✅Доходы составили 13,782 млрд рублей (94,6% от плана), расходы – 13,646 млрд рублей (87,3% от плана).
✅Рост собственных доходов произошел за счет налоговых поступлений, особенно по НДФЛ, налогу по упрощённой системе налогообложения (УСН), налогу на имущество физлиц и патентам. Неналоговые доходы сократились. Плановые показатели не выполнены по 9 источникам доходов.
✅Городской бюджет недополучает доходы от использования муниципального имущества (в т.ч. переданного в безвозмездное пользование) и из-за дебиторской задолженности, которая составила 232,7 млн рублей (особенно по плате за наем жилья).
✅Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов составили 9,977 млрд рублей (92,7% от плана). Выделялась дотация на сбалансированность бюджета, но недостаток собственных средств сохраняется.
✅Действующее законодательство ограничивает доходную базу города. Из собранных налогов в городской бюджет поступает лишь 10-11%. Существует значительная кредиторская задолженность (906,7 млн рублей) и муниципальный долг (2,818 млрд рублей). Поднимался вопрос о возврате части отчислений по НДФЛ и увеличении норматива по УСН.
✅Администрации города необходимо продолжать работу с областной властью для получения стабильной финансовой помощи.
✅Бюджет города исполнен на 87,3%, расходы составили 13,6 млрд рублей. Социально значимые статьи расходов остались приоритетными, на социально-культурную сферу направлено 8,8 млрд рублей (64,6%), что на 1,6 млрд рублей больше, чем в 2023 году. Город участвовал в девяти федеральных проектах на сумму 856,2 млн рублей, с софинансированием из городских средств в размере 3,1%. Муниципальный долг составил 2,8 млрд рублей, сократившись на 16,5 млн рублей.
❗Ограниченность бюджета требует поиска новых путей развития города и пересмотра работы муниципальных предприятий. Финансовая помощь МУП "Трамвайно-троллейбусное предприятие" составила 244 млн рублей, увеличившись в 1,6 раза. Доходы от муниципальных предприятий выполнены на 100% (3,6 млн рублей), основная сумма от МУП "Аптека №2". Поступления дивидендов составили 6,4 млн рублей (102% от плана), однако АО "ГК "Орел – Отель" не выполнило план по дивидендам на 2024 год.
❗Необходимо принять меры по повышению доходности муниципальных акций и усилить ответственность должностных лиц за управление муниципальными предприятиями.
❗Важно активизировать участие в федеральных и региональных программах для привлечения дополнительных средств.
❗Следует повысить эффективность управления муниципальным имуществом, пересмотрев принципы предоставления его в пользование.
❗Необходимо пересмотреть подходы к работе всех участников бюджетного процесса, мобилизовать резервы для пополнения доходной части бюджета, обеспечить исполнение бюджета Орла в 2025–2027 годах, принять меры по эффективному использованию муниципального имущества и расходованию бюджетных средств, сократить кредиторскую задолженность и муниципальный долг.