Итоги деятельности горсовета
Отчет председателя Орловского городского Совета о работе в 2024 г.
Уважаемые жители Орла, мэр города, депутаты!
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 12 Устава города Орла представляю отчёт о результатах деятельности Орловского городского Совета в 2024 году.
Учитывая, что в сентябре текущего года нам предстоят выборы в горсовет, будет уместно сегодня также подвести предварительные итоги работы городского Совета шестого созыва, назвать наиболее знаковые вехи в развитии города Орла, в котором непосредственное участие приняли действующие депутаты.
Наша пятилетка выдалась полной событий – от ковидных ограничений – до сплоченной реакции российского общества и народных депутатов на специальную военную операцию.
Нынешний состав горсовета начинал работу в непредсказуемых условиях пандемии. В 2020 году в сфере управления муниципальным имуществом мы вместе с администрацией города нашли резервы для предоставления мер антикризисной поддержки экономически активным орловцам, оказавшимся в тяжелом финансовом положении. Были приняты решения об освобождении субъектов малого и среднего предпринимательства от платы по ряду муниципальных договоров аренды.
Горсовет держал на контроле самую болевую точку Орла – реконструкцию Красного моста. В результате сомнительный подрядчик был отстранен от работы, выплаченный аванс возвращен в бюджет города. Контрольные выезды депутатов профильного комитета на стройплощадку Красного моста были регулярными до самого его открытия в ноябре 2023 года.
С началом специальной военной операции в 2022 году депутатский корпус Орла делал все возможное, чтобы наши ребята, выполняющие боевые задачи, были уверены – за ними крепкий тыл.
Среди принятых на муниципальном уровне мер поддержки семей участников СВО - обеспечение школьным питанием, льготы по родительской плате за посещение детсадов, школьной «продленки», первоочередной прием детей в дошкольные учреждения и муниципальные учреждения дополнительного образования. Предусмотрены путевки в загородные оздоровительные лагеря, питание детей в летних пришкольных лагерях, льготы на оплату лифтов в многоквартирных домах, проезд в общественном транспорте.
В декабре 2024 г. добавлена льгота по хранению автомобиля участника СВО за счет муниципалитета на время службы. В то же время действие всех муниципальных льгот Орловский горсовет распространил на семьи бойцов, сражающихся в приграничных регионах.
Действующий состав городского Совета с 2023 года контролирует долгожданное начало капитального ремонта орловских школ. Были выполнены проектные работы, а в отчетном году начался капитальный ремонт трех школ города.
Еще одна знаковая для города веха – комплексное развитие территорий. В 2022 году был заключен первый договор комплексного развития территории по Наугорскому шоссе.
Там 9 домов, признанных аварийными, расселено в отчетном году, еще семь – планируется расселить до конца текущего года.
В 2023 году договор комплексного развития территорий заключен в Заводском районе, два дома уже расселено, 6 – запланировано. Всего на сегодняшний момент в областном центре заключено 7 договоров развития территорий. Это реально заработавший инструмент для расселения аварийного жилого фонда.
Ежегодно важнейшим вопросом финансового взаимодействия с Правительством Орловской области оставалось оказание дополнительной финансовой помощи муниципальному образованию «Город Орёл» с целью исполнения в полном объёме принятых расходных обязательств.
В 21 году только дотации городу Орлу на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета Орловской области превысили полтора миллиарда рублей. На тот момент удалось снизить кредиторскую задолженность муниципального образования с 976 – до 734 миллионов рублей.
В 2022 году общая сумма дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов составила 9,7 миллиардов рублей, в 2023 году приблизилась к 12 миллиардам рублей, а в отчетном – 2024 году сумма таких финансовых поступлений в бюджет города Орла приблизилась к 10 миллиардам.
Объем муниципального долга по состоянию на 1 января 2025 года составил 2 миллиарда 818 миллионов, снижение к аналогичному периоду прошлого года на 16,5 млн рублей. Изменилась структура долга.
В 2021 и в 2022 году город Орёл получил бюджетный кредит из бюджета Орловской области в размере 2,5 миллиарда рублей, который направлен на погашение коммерческих кредитов, что позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга, а также уменьшить нагрузку на бюджет.
Эти цифры говорят, что власти региона видят потребности областного центра и находят варианты совместного решения существующих задач. За это я хочу поблагодарить губернатора – Андрея Евгеньевича Клычкова и председателя областного Совета Леонида Семеновича Музалевского.
При всех сложностях Орел сохраняет социальные обязательства, принятые городом в более обеспеченные годы.
Исполнять бюджет в этих условиях приходится в ручном режиме. В отчетном году комитет по бюджету и налоговой политике городского Совета собирался 16 раз, 4 заседания было внеочередных. Комитет рассмотрел 74 вопроса, из которых 44 – проработаны для заседания горсовета.
Наиболее важными были вопросы формирования и исполнения бюджета города. Принятые по ним решения направлены на реализацию мер по увеличению налоговых и неналоговых доходов городского бюджета, определение приоритетов и целей использования бюджетных средств, контроль за исполнением бюджета города.
Поправки в бюджет города Орла на 2024 год рассматривались 12 раз. В результате внесения изменений доходная часть бюджета увеличилась на 1 миллиард 813 млн. рублей в основном за счёт увеличения безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов, а также налоговых и неналоговых доходов. Расходная часть увеличилась на 1 миллиард 567 млн. рублей.
Эти средства направлены на погашение кредиторской задолженности прошлых лет в бюджетных учреждениях Орла;
- на оказание финансовой помощи муниципальным предприятиям;
- на исполнение судебных исков;
- оплату исполнительных листов по взносам на капитальный ремонт в отношении муниципальных помещений в многоквартирных домах;
- благоустройство города;
- реализацию муниципальных программ;
- оказание социальной поддержки населению, в том числе дополнительные меры поддержки граждан, участвующих в специальной военной операции и членов их семей.
Плановый дефицит бюджета - 1 миллиард 51 млн. рублей.
Для решения проблемы роста кредиторской задолженности учреждений города, 29 октября 2024 года с Департаментом финансов Орловской области подписано Соглашение о предоставлении бюджету муниципального образования «Город Орел» финансовой помощи из областного бюджета в виде дополнительной дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере 605 млн рублей для погашения просроченной кредиторской задолженности города Орла.
В целях поддержки бизнеса и недопущения резкого роста налоговой нагрузки на субъекты предпринимательства, по налогу на имущество физических лиц в связи с ростом кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате их переоценки в 2023 году (от 134,3% до 403,5%), установлено на 2024 год 20 - процентное ограничение роста налога на имущество физических лиц.
На основании предложений, поступающих от депутатов совместно с администрацией города Орла профильным комитетом ежемесячно проводилась работа по внесению изменений в «Рабочую программу по выполнению наказов избирателей города Орла на 2024 год».
В отчетном году в условиях острого дефицита бюджетных средств и сокращения объектов муниципальной собственности, приносящих доход в бюджет города, от нас требовался ответственный и принципиальный подход к вопросам распоряжения муниципальной собственностью.
Это сфера деятельности комитета по муниципальной собственности и землепользованию, который в течение отчетного года собирался 17 раз. Комитетом рассмотрено 77 вопросов.
Среди них 11 нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью. В частности, комитет рассмотрел и одобрил изменения в Положение «О порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества города Орла», которые прописывают исполнение требований МЧС России к содержанию и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В целях поддержки мобилизованных граждан при поддержке комитета городской Совет принял решение «О предоставлении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся работодателями участников специальной военной операции, отсрочки внесения арендной платы по договорам аренды недвижимого муниципального имущества…».
Приоритетным направлением в работе комитета по муниципальной собственности и землепользованию в 2024 году, оставался контроль за деятельностью администрации города, муниципальных предприятий и учреждений в вопросах использования и распоряжения муниципальным имуществом.
Так, в целях снижения расходов на содержание муниципальных нежилых помещений, которые фактически являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирных жилых домах, депутаты добиваются исключения таких помещений из муниципальной казны и передаче их собственникам многоквартирных домов.
Эффективность данной меры подтверждается ежегодной экономией в размере порядка 4 млн. рублей за содержание подвалов, лестниц и коридоров, исключенных ранее из Реестра муниципального имущества.
Настойчивая позиция комитета позволила еще в 2019 году начать процесс инвентаризации муниципального жилого фонда. На конец 2024 года проверено 6000 жилых помещений (около 70%). Выявлено 78 свободных от проживания квартир, которые после ремонта возможно распределить жителям домов, признанных аварийными.
Пять раз на заседаниях профильного комитета рассматривались вопросы по Прогнозному плану приватизации муниципального имущества.
Депутаты совместно с работниками аппарата горсовета, Контрольно-счетной палаты и администрации города Орла для принятия коллегиального решения в отношении «спорных» объектов принимали участие в обследовании объектов, предлагаемых к включению в программу приватизации.
Так в 2024 году Прогнозный план (программа) муниципального имущества города Орла включал в себя 8 объектов недвижимости, 6 автотранспортных средств и пакет акций гостиничного комплекса «Орел-Отель», который на 100% находится в муниципальной собственности.
На заседаниях комитета рассмотрены предложения администрации города о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. 11 из них горсовет принял в целях поддержки муниципальных предприятий, учреждений. политических партий и общественных социально ориентированных организаций. (Безвозмездно помещения предоставлялись Орловскому областному отделению «Российского фонда мира», Благотворительному фонду «Вера и Возрождение», региональному отделению «КПРФ» и другим).
При рассмотрении данных вопросов комитет внимательно изучал претендентов на получение муниципального имущества, учитывал виды деятельности, её социальную значимость и пользу для жителей Орла.
Комитет по строительству, перспективному развитию города в отчетном году собирался 11 раз. Проработано 60 вопросов, из них 4 внесены на заседания городского Совета.
Основное внимание было сосредоточено на следующих направлениях:
- внесение изменений в действующие нормативные правовые акты для приведения их в соответствие с законодательством;
- участие в разработке предложений по развитию города как социально-экономического и хозяйственного комплекса;
- участие в разработке, формировании и реализации региональных, муниципальных целевых программ строительства жилья, объектов социальной сферы, сноса аварийного жилья, коммунальной инфраструктуры,
- участие в формировании проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, реконструкции, капитального и текущего ремонта зданий и сооружений;
- снижение административных барьеров в строительстве.
Приведу конкретные примеры. Профильным комитетом всесторонне изучался вопрос об изменении архитектурного облика территории в заповедной зоне № 1 города Орла. Это работы на «Стрелке» по созданию мемориального комплекса «Судбищенская битва».
Особое внимание депутаты уделили капитальному ремонту в лицее №32, школе №15 и гимназии №39. Проводились ежемесячные выездные совещания на объектах с представителями заказчика и подрядчика.
Членами комитета на данных объекта были выявлены неучтенные виды работ, сделан ряд замечаний к качеству проводимых работ.
Капитальный ремонт необходим многим орловским школам, мы рассчитываем продолжать такую работу. Наработанный в отчетном году опыт позволит избежать ошибок в будущем.
Некабинетную работу с контрольными выездами на объекты депутаты профильного комитета вели при реконструкции «Моста через реку Орлик в створе ул. Колхозная, благоустройстве скверов имени Генерала Гуртьева; имени Бунина, ландшафтного сквера «Дворянское гнездо».
Члены комитета приняли участие в публичных слушаниях в области градостроительства. В составе комиссий по землепользованию и застройке города Орла рассматривали вопросы формирования, предоставления, выдачи разрешения на земельные участки муниципальной собственности и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.
В 2025 году комитет продолжает держать на контроле вопросы по разработке проектно-сметной документации:
- на капитальный ремонт школ,
- на строительство здания начальной школы в составе лицея № 40, и школы в 795 квартале города Орла,
- по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию школы № 50,
Вопросы функционирования городского коммунального хозяйства, жизнеобеспечения города прорабатываются депутатами профильного комитета по ЖКХ. В отчетный период комитет провел 15 заседаний комитета, в том числе 4-внеочередных. Рассмотрено 63 вопроса, 8 из них затем были внесены на заседания Орловского городского Совета.
Работа комитета была сосредоточена на вопросах:
- организации сбора, вывоза и размещения твёрдых коммунальных отходов;
- содержания городских кладбищ и воинских захоронений;
- уборки городской улично-дорожной сети города;
- вопросах состояния и ремонта проездов к дворовым территориям,
- освещения подходов и подъездов к общеобразовательным учреждениям и улиц частного сектора,
- капитального ремонта многоквартирных домов.
Особое внимание уделялось вопросам функционирования городского коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения города, связанным с подготовкой и прохождением отопительных периодов 2024-2025 годов.
Профильный комитет прорабатывал предложения администрации города в области тарифного регулирования:
- о расчете размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда,
- об определении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
В текущем году продолжается работа комитета в вопросах:
- создания условий для эффективного управления многоквартирными домами,
- контроля за деятельностью управляющих организаций;
- капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе по замене и модернизации лифтов.
Профильный комитет ЖКХ также продолжает контролировать реализацию программы «Формирование современной городской среды на территории города Орла». Благодаря ей 24 дворовых территории было отремонтировано в отчетном году.
Мы продолжаем работу по ремонту дворов. От активности депутата, его связи с советами домов во многом зависит результат ремонта. В одном дворе требуется расширить парковку, в другом – изменить пешеходные дорожки. Проектировщики не могут знать потребности жителей дома, так, как депутат, который с этими жителями работает 5-10 лет.
Вместе с активами домов, где ремонтировались дворы, мы обязаны контролировать качество проведенных работ и, если потребуется, – инициировать претензионную работу.
В отчетном году 10 раз собирался комитет по экономической политике и развитию предпринимательства. Было рассмотрено 54 вопроса из них 10 внесено для принятия решений на горсовете.
Одним из основных направлений комитета остается развитие транспорта. По этому направлению рассматривались вопросы:
- О реализации в 2024 году «Муниципальной программы комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Орёл» на 2017-2025 годы»,
- «О реализации в 2024 году муниципальной программы «Поддержка муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом в городе Орле», а также о финансово-экономической ситуации в МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», мерах и мероприятиях по ее стабилизации и повышению эффективности его деятельности.
В отчетном году на уровне региона приняты документы долгосрочного транспортного планирования, разрабатываемые для Орловской агломерации, включающей территорию города Орел и Орловского муниципального округа. Это ведет нас к участию в государственных программах по обновлению транспортной инфраструктуры и подвижного состава.
Депутаты вошли в постоянно действующую рабочую группу по оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта для коллегиального рассмотрения жалоб жителей и предложений руководителей автотранспортных предприятий.
На контроле комитета находился вопрос установления льгот для проезда по муниципальным маршрутам Орла. Напомню, что муниципалитет сохранил проездной стоимостью 600 рублей на 50 поездок с 1 января 2025 года. При стоимости единого социального проездного билета в Орловской области - 800 рублей.
Комитет поддержал проект «О льготах на проезд в автобусах, осуществляющих транспортное обслуживание населения по сезонным (дачным) маршрутам города Орла». Была установлена льгота в виде пониженного тарифа на месячный проездной билет стоимостью 350 рублей.
Дважды прорабатывалась законодательная инициатива в Орловский областной Совет, направленная на повышение штрафа за безбилетный проезд, данная инициатива предлагалась как инструмент стимулирования правосознания пассажиров, пресечению совершения административных правонарушений на транспорте, более эффективному функционированию системы транспортного обслуживания населения. Пока данная инициатива не реализована, существующий размер штрафа – 200 рублей не стимулирует дисциплину пассажиров.
На контроле комитета находились вопросы развития и поддержки предпринимательства. Были рассмотрены вопросы:
- «О работе Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле»,
- «Об организации ярмарочной торговли на территории города Орла»,
- «О реализации в 2024 году ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в городе Орле на 2022-2024 годы».
Выработка по результатам рассмотрения заключений и предложений, а затем и принятие отдельных решений комитета и городского Совета, позволили обеспечить в целом удовлетворительную реализацию администрацией города соответствующих полномочий по данному направлению своей деятельности, определить перспективу и нацелить её на более эффективную работу, содействующую развитию малого и среднего предпринимательства.
В отчетном году продолжалась работа городского Совета с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность органов местного самоуправления. За это направление отвечает комитет по правовому регулированию местного самоуправления, который в отчетном году собирался 13 раз. Рассмотрен 51 вопрос, из них 41 внесено на рассмотрение городского Совета.
Особое внимание здесь было уделено решениям о внесении изменений и дополнений в Устав города Орла. В связи с изменениями действующего законодательства, за отчетный период комитетом подготовлено три проекта таких решений. По одному из них публичные слушания не проводились ввиду того, что изменения в Устав вносились в форме точного воспроизведения положений федерального закона, - по двум другим комитетом были организованы публичные слушания. Соответствующие изменения прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ по Орловской области.
Основным направлением работы комитета являлась правотворческая деятельность - подготовка нормативных правовых актов Орловского городского Совета, связанных с осуществлением и развитием местного самоуправления, внесение необходимых изменений и дополнений в действующие акты с целью совершенствования правовой базы и приведения её в соответствие с федеральным и региональным законодательством.
Среди таких муниципальных правовых актов следует отметить проекты решений о внесении изменений в:
- Положение «О муниципальной службе в городе Орле»;
- Положение «О публичных слушаниях в городе Орле»;
- Положение «О порядке проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Орле»; и ряд других.
Также в отчетном периоде комитетом рассматривались протесты прокуратуры Советского района города Орла на муниципальные правовые акты.
В результате были подготовлены соответствующие проекты решений, которые приняты на заседаниях городского Совета.
Муниципальные правовые акты размещались в сети Интернет и направлялись в информационно-правовую систему «Консультант Плюс», а также публиковались в «Орловской городской газете» и направлялись в региональный регистр нормативных актов.
Комитет по образованию, культуре и социальной политике за отчетный год собирался 14 раз. Проработано 87 вопросов, из них 35 рассмотрены на заседаниях городского Совета.
Приоритетными были вопросы оказания мер социальной поддержки членам семей участников специальной военной операции и выполняющих боевые задачи в приграничных регионах. 8600 жителей Орла из семей наших защитников в отчетном году обеспечены мерами социальной поддержки.
В 2024 году при всей напряжённости бюджета города Орла с финансовой поддержкой регионального правительства, удалось сохранить меры социальной поддержки и льготы:
- более 15000 малообеспеченных орловцев получали компенсацию за лифтовое хозяйство;
- около 6000 школьников смогли с помощью бюджета отдохнуть на каникулах в пришкольных оздоровительных лагерях;
- родители почти двух тысяч орловских детей получили помощь по оплате путёвок в загородные оздоровительные организации;
- 180 молодых педагогов Орла получали единовременную и ежемесячные выплаты в течение первых трёх лет после окончания учебного заведения;
- продолжали получать установленную муниципальную выплату 23 орловца - участника вооружённых конфликтов последних лет, получившие инвалидность вследствие военной травмы и так далее.
Также по решению Орловского горсовета в 2024-2025 учебном году 61 школьник получает муниципальные стипендии и 18 молодых орловцев, проявивших выдающиеся способности, - отмечены грантами.
Депутаты комитета активно занимались некабинетной работой - совместно с управлением образования, культуры и спорта проведен объезд образовательных организаций. В результате депутаты рекомендовали администрации города усилить работу по ямочному ремонту, уборке тротуаров, подходов к пешеходным переходам, обрезке деревьев и кустарников, а также отлову животных без хозяев по пути следования к школам.
В 2024 году по инициативе комитета впервые из бюджета города Орла выделены субсидии бюджетным образовательным организациям города на выполнение работ по благоустройству территорий (снос аварийных деревьев и ремонт асфальтобетонного покрытия). В рамках данных мероприятий подрядными организациями были выполнены работы по сносу и опиловке 136 аварийных деревьев и ремонту асфальтобетонного покрытия общей площадью около четырех тысяч квадратных метров.
По компетенции принимались решения о присвоении наименований элементам улично-дорожной сети и планировочной структуры: улица Донецкая и переулок Луганский; парк Прокуровский; улица Вячеслава Соколова; скверы имени Петра Аркадьевича Столыпина и Сергея Андреевича Муромцева; присвоению школе №5 имени Почётного гражданина Орловской области Щекотихина Егора Егоровича.
Комитетом по образованию культуре и социальной политике была поддержана законодательная инициатива Молодёжного парламента при Орловском городском Совете по внесению изменений в региональное законодательство для расширения перечня использования материнского капитала. В результате была подготовлена правотворческая инициатива по внесению изменений в указ Губернатора Орловской области «Об утверждении порядка предоставления материнского (семейного) капитала для многодетной семьи Орловской области».
Суть поддержанной нами инициативы молодежного парламента – предоставить возможность расходования средств материнского капитала на получение платных медицинских услуг женщинами, родившими третьего или последующих детей, что позволит повысить качество жизни женщин после родов.
В отчетном году продолжалась реализация программы исполнения наказов избирателей.
В 48 дворах было установлено новое детское и спортивное оборудование на общую сумму порядка 7 млн. рублей. В 19 дворах многоквартирных жилых домов появилось новое ограждение детских площадок и клумб. В 5 дворах выполнены работы по устройству пешеходных дорожек и в 10 дворах по просьбам жителей установлены новых 30 скамеек.
Значительная часть средств по этой программе была направлена на проведение текущего ремонта и улучшение материально-технической базы 27 учреждений культуры города и 76 учреждений образования и спорта. Сумма расходов программы наказов на эти цели в сфере образования и составила порядка 13,8 млн. рублей и культуры – 2 млн. рублей.
По инициативе городского Совета в бюджете Орла были предусмотрены 9,5 млн. рублей на установку детского игрового и спортивного оборудования во дворах жилых домов для замены демонтированного по требованию Прокуратуры.
Напомню, что качели на жесткой сцепке, карусели, не имеющие безопасной сплошной платформы, администрация обязана убирать, как аварийное и не соответствующее требованиям ГОСТ(ов) и технического регламента. Таким образом в 49 дворах города было обновлено детское игровое и спортивное оборудование.
Мы строго придерживаемся принципа открытости для общества в работе городской власти.
Все заседания городского Совета, профильных комитетов проходят открыто для средств массовой информации.
Информация о графике приема граждан председателем и депутатами размещена на официальном сайте городского Совета.
Дополнительные возможности для контакта открыты на страницах депутатов в социальных сетях.
В отчетном году поступило 1100 обращения, из них от физических лиц 75 и юридических лиц 1025. Все они были рассмотрены.
Жители города обращаются по вопросам в сфере ЖКХ, строительства и землепользования, транспорта, социальным вопросам. До 40% из них решены положительно, всем обратившимся гражданам даны разъяснения.
Уважаемые коллеги!
По инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева 2025 год был объявлен Годом муниципального депутата. Орел в текущем году готовится к выборам уже седьмого созыва городского Совета народных депутатов. А 30 лет назад в нашем городе собрался первый в истории современной России муниципальный представительный орган. 17 марта 1995 года начала работать Орловская городская Дума. В 1997 году она передала полномочия первому созыву Орловского городского Совета.
90-е годы в истории нашей страны принято противопоставлять более благополучному и близкому нам периоду. Многие действующие молодые депутаты городского Совета не представляют атмосферы тех лет. Когда в Москве на здании Верховного Совета страны, расстрелянного Ельцинскими танками, только высохла краска после ремонта. Люди месяцами дожидались пенсии и зарплаты, а сбережения уничтожала инфляция.
Надо было обладать особой ответственностью и личным мужеством, чтобы в тех условиях пойти на выборы, взять на себя представление интересов тысяч орловских граждан.
В соответствии с действующим на то время законодательством возглавил Орловскую городскую Думу глава местного самоуправления Александр Григорьевич Кисляков. Заместителем председателя стал Виктор Иванович Ковалев, которому позже довелось стать председателем нашего городского парламента.
Среди депутатов Орловской городской думы работал Вячеслав Константинович Соколов, имя которого в последствие было внесено в Книгу Почета города Орла. В 1996 году он сложил полномочия после избрания в Государственную Думу Российской Федерации.
В числе первых городских депутатов Орла были Юрий Николаевич Распутный, Василий Николаевич Иконников, Владимир Петрович Кузнецов, Виктор Григорьевич Будовский, Василий Михайлович Шкадин и другие.
В марте 1997 года Орловская городская Дума сложила свои полномочия. Был избран первый созыв Орловского городской Совета народных депутатов.
К сегодняшнему дню статус депутата Орловского городского Совета получили 168 человек.
В должности председателя Орловского городского Совета работали Ковалев Виктор Иванович, Иконников Василий Николаевич, Музалевский Леонид Семенович, Уваров Василий Игнатьевич, Берников Михаил Юрьевич, Ступин Сергей Афанасьевич, Новиков Василий Федорович.
В пяти созывах работали трое депутатов: оставившая о себе добрую память Раиса Валерьяновна Дубровская, наши сегодняшние коллеги Игорь Михайлович Цуканов и координатор Почетных граждан Орла Сергей Николаевич Себякин.
В четырех созывах работали три депутата: Владимир Владимирович Негин, Владимир Петрович Бутусов, Николай Александрович Паршиков все они продолжают трудится.
В трех созывах работали: Уваров В.И., Музалевский Л.С., Вдовин М.В., Навлев М.А., Берников М.Ю., Курин В.А., Федотов К.И.(скончался), Коровин А.Я., Козлов Ю.Н., Букалов В.В., Родин А.К.
Орловская городская Дума заложила основы современной муниципальной представительной власти. Ею были приняты Устав города, многие нормативные акты актуальные и сегодня.
За 30 лет страна возродилась. Мы с Вами за шесть созывов городского Совета заработали доверие сограждан.
Давайте помнить об ответственности за каждое наше решение, которую мы взяли на себя вместе с депутатским значком в нашем городе Орле, в нашей стране – Российской Федерации.
Спасибо за внимание!