О законодательной инициативе в Орловский областной Совет народных депутатов по внесению изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области от 26.12.2005 №562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Российская федерация

Орловская область

Муниципальное образование «город Орёл»

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ

№ 58/0855 - ГС от 25 октября 2024 года

(принято на пятьдесят восьмом заседании городского Совета)

О законодательной инициативе в Орловский областной Совет народных депутатов по внесению изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области от 26.12.2005 №562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Рассмотрев проект решения, внесенный Мэром города Орла, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Орла,

ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РЕШИЛ:

Направить в Орловский областной Совет народных депутатов законодательную инициативу по внесению изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области от 26.12.2005 №562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» (приложения №№1-4).

Председатель городского Совета В.Ф. Новиков

Приложение №1

к решению Орловского городского Совета народных депутатов

от 25.10.2024 г. №58/0855 - ГС

Вносится Орловским городским Советом народных депутатов

Проект в первом чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области

от 26.12.2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Принят областным Советом народных депутатов «___»___________2024 года

Статья 1

Внести в статью 8.1 Закона Орловской области от 26 декабря 2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» (в последней редакции от 10 апреля 2024 года № 3060-ОЗ, «Орловская правда», 16 апреля 2024 года, № 41), следующее изменение:

в абзаце третьем цифру «5» заменить цифрами «15».

Статья 2

Статью 8.2 Закона Орловской области от 26 декабря 2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области» (в последней редакции от 10 апреля 2024 года № 3060-ОЗ, «Орловская правда», 16 апреля 2024 года, № 41), дополнить абзацем следующего содержания:

«Установить единые нормативы отчислений в бюджеты городских округов в размере 100 процентов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащего зачислению в областной бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.».

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.

Губернатор Орловской области А.Е. Клычков

город Орёл

«____» _____________2024 года

№_______ -ОЗ

Приложение №2

к решению Орловского городского Совета народных депутатов

от 25.10.2024 г. №58/0855 - ГС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Закона Орловской области

«О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области

от 26.12.2005 № 562-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Проектом Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области «О межбюджетных отношениях в Орловской области» предлагается установить единые нормативы от налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов Орловской области в размере 15 процентов от суммы налога на доходы физических лиц, поступающего от налогоплательщиков на территории соответствующего городского округа Орловской области и подлежащего зачислению в областной бюджет, в действующей редакции статьи 8.1 Закона этот норматив составляет 5 процентов. А также в размере 100 процентов от суммы налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающего от налогоплательщиков на территории соответствующего городского округа Орловской области и подлежащего зачислению в областной бюджет, в действующей редакции статьи 8.2 Закона данный норматив не установлен.

Вместе с тем, приложением 3 Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» установлены дифференцированные нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которые составляют: город Орёл - 12,9 процентов, город Ливны – 27,6 процентов, город Мценск – 31,3 процента.

На протяжении последних лет (начиная с 2015 года) планирование, формирование и исполнение бюджета города Орла осуществляется в условиях острой нехватки финансовых ресурсов, так как темп роста доходных поступлений не соответствует росту расходных обязательств муниципалитета, которые обусловлены инфляционными процессами, требованиями контрольно-надзорных органов, в рамках современной политической ситуации обязательством обеспечения антитеррористической защищенности граждан, а также необходимостью пролонгирования мер социальной поддержки.

Действующее налоговое и бюджетное законодательство значительно ограничило доходную базу муниципальных образований. В настоящее время из собранных на территории МО «Город Орел» налоговых платежей в доход городского бюджета перечисляется порядка 10 процентов. Существующая доходная база не позволяет администрации города Орла в полном объеме выполнять расходные полномочия, закрепленные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ), в результате чего на протяжении последних лет бюджет города Орла вынуждено формируется с большой долей дефицита, источником покрытия которой предусматривается продажа имущества, включенное в План приватизации муниципального имущества города Орла, а именно реализация пакета акций АО ГК «Орел-Отель». Но, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах аукционы признаются несостоявшимися.

Кроме того, существенный урон бюджету города Орла приносит исполнение судебных решений в части компенсации стоимости аварийного жилья ввиду отсутствия соответствующих федеральных и региональных программ (в 2022 году на эту статью расходов было направлено 341,4 млн. рублей, в 2023 - 449,4 млн. рублей, за истекший период 2024 года - более 360,0 млн. рублей средств городского бюджета).

Неисполнение мероприятий по ликвидации дефицита неизбежно приводит бюджет города Орла к дисбалансу, который влечет за собой рост кредиторской задолженности.

Для создания устойчивой эффективной системы жизнедеятельности муниципального образования «Город Орел», сохранения стабильной экономики, выполнения всех базовых социальных обязательств перед населением, а также реализации полномочий муниципального образования в решении вопросов местного значения, регламентированных 131-ФЗ бюджету города Орла требуется ежегодно около 6 500,0 млн. рублей. Кроме того, в 2025 году необходимо погасить бюджетный кредит в сумме 578,2 млн. рублей. При условии поступления налоговых и неналоговых доходов в общей сумме 3 600,0 млн. рублей, недостаток средств для формирования бездефицитного бюджета составляет не менее 3 500,0 млн. рублей.

Администрация города Орла принимает все возможные меры по обеспечению сбалансированности бюджета и погашению кредиторской задолженности за выполненные работы.

На постоянной основе работает межведомственная комиссия по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам, обеспечению полноты поступлений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и снижению недоимки по платежам, созданная в соответствии с постановлением администрации города Орла от 07.12.2018 №5388. В результате работы комиссии в бюджеты всех уровней перечислена задолженность в 2021 году - 28,8 млн. рублей, в 2022 году - 30,8 млн. рублей, в 2023 году - 123,1 млн. рублей, по состоянию на 01.10.2024 года в бюджетную систему перечислена задолженность в общей сумме 32,9 млн. рублей.

В целях сокращения дебиторской задолженности по неналоговым доходам администрацией города Орла на постоянной основе проводится работа с судебными приставами-исполнителями по исполнительным листам, в том числе сверка оплаты по исполнительным листам. Судебным приставам-исполнителям направляется информация об имеющемся у должников имуществе с обращением применить к перечисленным должникам меры принудительного исполнения и обратить взыскание на имущество.

Однако, данные средства не покрывают всей потребности и, в силу длительности процедур взыскания задолженности и реализации имущества, могут поступить в бюджет лишь к окончанию финансового года.

Нельзя не отметить, что благодаря проведению в апреле-июле 2024 года комплекса мероприятий по получению рассрочки по налогам и иным платежам в бюджетную систему Российской Федерации по 42 учреждениям удалось снизить долговую нагрузку на бюджет города Орла на общую сумму 554 млн. рублей, что также положительно повлияло на процесс разблокировки лицевых счетов учреждений города Орла, в результате чего объем просроченной кредиторской задолженности по городским полномочиям снизился с 1 122,1 млн. рублей на 01.01.2024 до 645,6 млн. рублей по состоянию на 01.09.2024.

Вместе с тем, ситуация с исполнением бюджета города Орла требует увеличения бюджетных ассигнований в объеме не менее 3 500,0 млн. рублей в год, что невозможно без финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

Перераспределение налогов позволит обеспечить дополнительное поступление налоговых доходов в бюджет города Орла в размере 3 232,5 млн. рублей в год.

Проект Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области «О межбюджетных отношениях в Орловской области» не содержит признаков коррупциогенности.

Приложение №3

к решению Орловского городского Совета народных депутатов

от 25.10.2024 г. №58/0855 - ГС

Финансово-экономическое обоснование

к проекту Закона Орловской области

«О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области от 26.12.2005 № 562-ОЗ

«О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Принятие Закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области «О межбюджетных отношениях в Орловской области», устанавливающего единые нормативы отчислений от налогов в бюджеты городских округов Орловской области: в размере 15 процентов от суммы налога на доходы физических лиц и в размере 100 процентов от суммы налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающих от налогоплательщиков на территории соответствующего городского округа Орловской области и подлежащих зачислению в областной бюджет может повлечь выпадающие доходы из областного бюджета в размере 3 711,4 млн. рублей.

Так по данным УФНС России по Орловской области в 2025 году планируются поступления:

- от налога на доходы физических лиц, поступающего от налогоплательщиков:

на территории города Орла 11 151 млн. рублей, соответственно 10% составит 1 115,1 млн. рублей;

на территории города Ливны 1 357,0 млн. рублей (10 процентов – 135,7 млн. рублей)

на территории города Мценска 1 068,4 млн. рублей (10 процентов – 106,8 млн. рублей);

- от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступающего от налогоплательщиков:

на территории города Орла 2 431 млн. рублей, установленные 12,9% отчислений составляют 313,6 млн. рублей, соответственно дополнительные 87,1% составят 2 117,4 млн. рублей;

на территории города Ливны 209,7 млн. рублей, установленные 27,6% отчислений составляют 57,9 млн. рублей, соответственно дополнительные 72,4% составят 151,8 млн. рублей;

на территории города Мценска 123,2 млн. рублей, установленные 31,3% отчислений составляют 38,6 млн. рублей, соответственно дополнительные 68,7% составят 84,6 млн. рублей.

Вместе с тем принятие Закона позволит городским округам использовать дополнительные денежные средства на реализацию возложенных на органы местного самоуправления полномочий.

Приложение №4

к решению Орловского городского Совета народных депутатов

от 25.10.2024 г. №58/0855 - ГС

Перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области от 26.12.2005 № 562-ОЗ

«О межбюджетных отношениях в Орловской области»

Принятие закона Орловской области «О внесении изменений в статьи 8.1 и 8.2 Закона Орловской области «О межбюджетных отношениях в Орловской области» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов регионального законодательства.